Кривичская средняя школа

Развитие фонематических представлений
и начальных форм фонематического анализа

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух (если не считать проговаривания самим ребенком записываемых им слов, но об этом речь впереди).
Для того чтобы выяснить, имеются ли у ребенка устойчивые представления о звуках речи или фонемах (так называемые фонематические представления), можно воспользоваться следующими заданиями.
Задание 1.
Предложите ребенку из всех помещенных ниже картинок молча показать только те, в названиях которых имеется звук Ш. Сами Вы эти картинки также не называете. Правильное выполнение этого задания возможно только в том случае, если ребенок способен достаточно отчетливо представить себе звучание звука Ш, поскольку в данный момент он не слышит этого звука. Иными словами, он имеет возможность опереться здесь только на сохранившийся у него слуховой образ звука. Возможно, в оживлении этого образа ему поможет воспоминание о шуме листьев на дереве, а также все другие Ваши пояснения об особенностях звучания этого звука.
Задание 2.
Оно однотипно с предыдущим, но значительно сложнее его, поскольку в названиях картинок имеются звуки, близкие к звуку Ш (Ж, Ч, Щ, С, 3, Ц), которых в предыдущем задании не было.
Задание 3.
Предложите ребенку вспомнить и назвать 4-5 слов со звуком Ш (или любым другим проверяемым звуком).
Задание 4.
Попросите ребенка вспомнить и назвать: как можно больше имен со звуком Ш (САША, ШУРА, ЛУША, МАША, ДАША, ГОША, МИША, ГРИША, ЛЕША); как можно больше предметов одежды со звуком Ш (ШУБА, ШАРФ, ШАПКА, ШЛЯПА, РУБАШКА, ШОРТЫ); все находящиеся в комнате предметы, в названиях которых есть этот звук (ШКАФ, ВЕШАЛКА, КАРАНДАШ, ШКАТУЛКА, ИГРУШКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, КАТУШКА, ПОДУШКА) и т.п.
Задание 5.
Указав ребенку на расположенную ниже картинку, на которой нарисованы РОЖКИ и ЛОЖКИ, но не называя этих предметов, попросите его молча показать те из них, название которых начинается со звука Р. Успешно справиться с этим заданием ребенок сможет лишь в том случае, если у него имеется устойчивое представление о звуках Р и Л, которое даст ему возможность не путать эти звуки между собой и не показать по этой причине рожки вместо ложек. Подобным же образом для проверки фонематических представлений могут быть использованы и все остальные картинки, предназначенные для проверки слуховой дифференциации звуков
Если б 5-летний ребенок при выполнении этих заданий испытывает затруднения, то это говорит о неустойчивости его фонематических представлений и о необходимости специальной работы по их развитию. В этом случае обратитесь к тем же самым заданиям и картинкам и используйте их в самых различных вариантах до тех пор, пока ребенок не будет свободно справляться со всеми упражнениями. Предварительно повторите и предыдущие упражнения, рассчитанные на воспитание слуховой дифференциации звуков (возможно, там не все удалось окончательно доработать, и Вы преждевременно перешли к следующему этапу).
Описанные выше упражнения обеспечат ребенку возможность четкого различения на слух всех речевых звуков. Это означает, что в каждом конкретном случае он будет точно знать, какой именно звук (3, Ж или какой-то иной) ему нужно перешифровать в буквенный знак. Теперь ребенку останется только усвоить эти буквенные знаки (что тоже непросто) и прочно «закрепить» их за соответствующими звуками. В итоге всего этого ребенок овладеет так называемыми звуко-буквенными обозначениями. Благодаря этому у него в руках окажется нечто вроде ключа, который позволит ему проникнуть в тайну письменной речи.
Но мы говорили пока только о различении и последующем буквенном обозначении отдельно взятых звуков. Для записи же целых слов, включающих в свой состав сразу несколько или даже много звуков, необходимо четко разобраться в звуковой структуре слова. В каждом случае нужно точно знать, из каких именно звуков состоит любое записываемое слово и в каком порядке эти звуки следуют друг за другом. Все это и входит в понятие звукового анализа.
Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слов, то он неизбежно встретится на том пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном возрасте хотя бы самых простых форм такого анализа.
Мы не задаемся целью изложить здесь всю строгую, стройную и до самых мелких
деталей разработанную в дефектологии систему работы по воспитанию у детей способности к фонематическому анализу слов, дающую положительный результат даже, казалось бы, в самых безнадежных случаях. Приведем лишь несколько самых простых упражнений, позволяющих подготовить дошкольника к этому сложному виду учебной деятельности.
1. Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук С в следующих словах: СУМКА, САНКИ, НОС, КАСКА, ОВЕС, БУСЫ, ВЕСЫ, КОСЫНКА, САРАЙ, СОЛОМА, ЛЕС, СЛОН, СЫР, РИС и т.д. Но до предъявления этого задания Вы должны быть твердо уверены в том, что ребенок хорошо понимает значение слов НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ. Для уточнения этого вопроса попросите его, например, показать, где начало страницы (строчки, целой книги, нарисованной на картинке очереди и пр.), где ее середина и конец. Встречаются случаи, когда этого не знают даже дети младшего школьного возраста — именно по этой причине они и не могут ответить на упомянутый вопрос. Выполнение этого задания должно быть доступно 5-6-летним детям. Оно подготавливает ребенка к предстоящему ему в дальнейшем более точному определению места каждого звука в слове.
2. Произнесите сочетание из двух гласных звуков (А-У...) при условии достаточно длительного звучания каждого из них. Можно предварительно сказать ребенку о том, что когда кто-то заблудится в лесу, то кричит «АУ!» Дайте послушать это сочетание еще раз и затем спросите ребенка, какой звук он слышит сначала, а какой — потом. Если он справится с этой задачей, то это и будет самый первый его опыт анализа звукового состава слова. Затем поменяйте звуки местами (имитация плача грудного ребенка) и повторите свой вопрос. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (эффект проговаривания) или внимательно посмотреть на положение Ваших губ при произнесении одного и другого звуков (подключение зрительного анализатора). В дальнейшем старайтесь опираться только на слуховое восприятие и постепенно уменьшать продолжительность звучания обоих звуков.
3. Произнесите сочетание, состоящее из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС), то есть так называемый обратный слог. В обратном слоге по сравнению с прямым (типа ХА) звуки произносятся менее слитно, и поэтому их значительно легче расчленить. Спросите ребенка, какой звук он слышит первым, а какой — после него.
4. Если ребенок успешно справится с предыдущими заданиями, то попытайтесь предъявить ему для анализа и прямые слоги (типа ХА, СА, ША), повторив при этом тот же самый вопрос. Каждый из звуков при их произнесении подчеркивается голосом.
5. В дальнейшем можно упражнять ребенка в выделении первого и последнего звуков из состава слова, поскольку эти задания, так же как и предыдущие, относятся к числу более простых и могут быть доступны детям старшего дошкольного возраста. В ходе этих упражнений можно спросить ребенка о том, какой первый и какой последний звук в словах АИСТ, ВОЛК, СОСНА и т.п. При этом выделяемый из слова звук также произносится несколько подчеркнуто.
Именно о развитии у ребенка достаточно тонкой и дифференцированной работы слухового анализатора, мы и вели речь.
Подготовила: учитель-дефектолог Ахрем В.Н.